Главная » 2014 » Апрель » 11 » Сценарий ко Дню России на английском языке
14:57
Сценарий ко Дню России на английском языке
«Слава Вам, борцам суровым!»

(День воинской славы России. Куликовская битва.)

Цель: Воспитание любви к Родине, уважения к ратной славе русского воина и воинской обязанности, чувства долга и ответственности за историческое прошлое, свободу и независимость народа и государства.



Задачи:

развитие и упрочение знаний и представлений об историческом прошлом России, о героической истории борьбы русского народа за свободу и независимость нашей Родины;
воспитание патриотизма на примере героических подвигов русских воинов и народа в борьбе с иноземными захватчиками;
воспитание чувства долга и ответственности перед предками, Родиной и народом за поддержание и сохранение безопасности, свободы и независимости, уважения к воинской службе;
развитие творческих способностей;
воспитание коллективизма и чувства общности и единства поколений в судьбе народа и Родины.

Место действия:

Актовый зал школы, кабинеты истории, математики и литературы (помещения школьного историко-этнографического музея «Истоки»).

Оборудование:

Декорации монастырской кельи (стол с пером, чернильницей, свитком и свечей, скамья, темные занавеси);
стенд с иллюстрациями героических событий русской истории;
стенд с работами учащихся к Дню воинской славы;
портреты исторических деятелей и военачальников Российского государства.
государственные символы Руси и России.



Участники и действующие лица:

Ведущий (учитель)
монах-летописец (учащийся)
Евпатий Колврат, рязанцы (учащиеся 3-4 классов)
Александр Невский, новгородцы (учащиеся 7 класса)
Дмитрий Донской, русские воины на Куликовом поле (учащиеся 6 класса)
Козьма Минин, Дмитрий Пожарский, ополченцы (учащиеся 5 класса)
М.И. Кутузов, Наполеон, русские воины и ополченцы 1812 года (учащиеся 8-9 классов)



Ход занятия:

Ведущий:
- Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом –
Слава им – борцам суровым.
Слава нашей стороне
Слава русской старине!



(Гимн России, затем, приглушенно, до затихания – Римский-Корсаков «Садко»)



Ведущий (по ходу действия ведущий демонстрирует иллюстрации, картины, портреты исторических деятелей, полководцев, героев, соответствующие событиям):

- В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле о нашей русской

Быль записывал монах.



Монах:

- Я писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Я писал из года в год

Про великий наш народ.

О нашествии Батыя

Написал я в грозный час

И слова мои простые

Сквозь века дошли до вас.



(музыка: Римский-Корсаков «Шахерезада» I часть)



Ведущий:

-1223 год. Первое нашествие татар на Россию. Огромная татарская орда в полмиллиона человек спустя 13 лет вновь двигалась на Русь с целью покорить ее. Во главе орды был хан Батый. Их путь лежал к Рязанской земле…



3-4 классы:

– Ой, лихо! Лихо! Ой, беда!

Стоит орда! Грозит орда!



Рязань! Рязань! Теперь тебе,

Твоим несчастным горожанам

Уже не выстоять в борьбе,

Не совладать с жестоким ханом.



Горят хоромы, терема –

Все, чем Рязань была богата.



Пять дней оборонял народ

Свой край, как говорит сказанье,

И пять ночей небесный свод

Пылал над стонущей Рязанью.

И к ним, как воин и как брат,

Горя упорно жаждой мщенья,

Пришел рязанец Коловрат

И стал готовить ополченье.



Впервые дрогнула орда,

От ужаса теряя разум,

И двинул Коловрат тогда

Всю силу на монголов разом.



И столько жизней смерть взяла,

Что под ногами твердь стонала,

Пока рязанского орла

Шакалов стая окружала.



И вот у ног Батыя он –

Евпатий Коловрат убитый.

Когда б тот воин был моим,

У сердца я б держал такого!



А над землей клубился дым…

Он гнал людей лишенных крова,

В лесах, на страх монгольким ханам,

На славу первым партизанам.



Ведущий:

- Евпатий Коловрат – некто из рязанских вельмож, собрал небольшую дружину и внезапно напал на станы Батыя. Силы были неравные. Многие дружинники погибли, иные взяты в плен, сам Евпатий был закидан из камнеметов. Хан Батый преклоняясь перед мужеством княжеского воеводы и его ратников, приказывает отпустить всех пленных и отдать им тело Евпатия Коловрата.



(музыка: опера Римского-Корсакова «Садко», затем - кантата С. Прокофьева «Александр Невский»).



Ведущий:

- Сын великого князя Ярослава Всеволодовича, внук знаменитого Всеволода Большое Гнездо, правнук Владимира Мономаха. В 16 лет стал князем – наместником в Новгороде, сменив отца. Прославился подвигами в защиту Русской земли от захватчиков с Запада. В 1240 г. в сражении на Неве разбил шведское войско, за победу получил прозвание Невского. В 1242 г. остановил наступление Ливонского ордена в битве на Чудском озере, разбив войско немецких рыцарей. Что же касается татар, то Александр Невский был храбрый и гордый князь, но ему пришлось смирить себя ради сохранения Руси.



7 класс:

Александр Невский:

– Слушай! Слушай, добрый люд,

Слову князя внемли!

Хан Батый жесток и лют,

Разоряет земли.

Губит нас проклятый враг

Грабит нас безбожно,

Но от хана, как-никак

Откупиться можно:

Дань заплатим. Спору нет,

Стянем пояс туже,

Но ливонец – наш сосед, -

Дело тут похуже!

Вдруг захватят города

И начнут селиться,

И прости-прощай тогда

Русская землица!



Учащиеся:

- Выходили в смертный бой

На врагов проклятых

И с дружиной наравне

Мужики в овчинах,

Кто пешком, кто на коне,

Даже при дубинах,



Грохот, ржанье, стон и крик,

наши жмут сильнее,

А ливонец не привык

Получать по шее



Как! Куда теперь бежать

В панцире пудовом?

Или сняв его дрожать

На пути ледовом?



И по льду 7 верст пешком,

В плен дружиной взяты,

Шли ливонцы босиком,

Побросавши латы.



Эти ратники в борьбе

Землю отстояли!

Ведь спасли они тогда

Русскую землицу.



Ал. Невский:

- Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но кто на Русскую землю с мечем придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля!



(музыка: М. Мусоргский, «Гном»)



Ведущий:

- Уже более 100 лет жила Русь под татарским игом, и вот некогда успешные набеги татар прекратились в 1377 году, когда Московский князь Дмитрий Иванович отказался платить Орде дань…



Монах:

- С чего бы слово мне начать

О славе тех времен?

Большую, тысяч в триста, рать

Привел Мамай на Дон.



Ведущий:

- Князю Дмитрию Ивановичу за его короткую жизнь (39 лет) довелось немало воевать. Чтобы избавить Русь от ордынского ига, он объединяет вокруг Москвы многие княжества, чтобы вместе выступить против хана Мамая. Сражение, положившее конец татаро-монгольскому игу, состоялось на Куликовом поле…



6 класс:

Дмитрий Донской:

- Мамаево побоище

Все знают на Руси!

Там ратники к плечу плечо

С врагом сошлись грудь в грудь,

И места не было мечом

Иль палицей взмахнуть.

Стоял такой великий стон

Шел бой с такою кровью

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья…



Учащиеся:

Никто остановить не мог

Смятенного потока

Орда катилась на восток

Гонимая жестоко.



Мамай бегущих увидал

Их крики услыхал он,

И сам, как баба, зарыдал,

И сам завыл шакалом.



Ведущий:

- Дмитрий Иванович до самого конца бился в сражении. Затем, объезжая поле брани, останавливался над убитыми князьями и каждого оплакивал. Похоронив с честью убитых русских воинов, великий князь повелел ежегодно в октябре месяце в Дмитриеву субботу поминать убиенных в этой битве на Куликовом поле. Это поминовение он установил на вечные времена, доколе существует Россия.



Почтим минутой молчания в год 625 со дня Куликовской битвы, защитников земли Русской.

(минута молчания)



Монах:

- Как мне закончить быль мою

О поле Куликовом?

Кому я славу пропою?

Кого прославлю словом?

Руси достойных сыновей –

Отчизны честь и силу…

А князя Дмитрия Донским

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших дней живет.



(музыка: 1-й концерт для фортепьяно с оркестром П.И. Чайковского)



Ведущий:

- Осенью 1614 г., когда поляки и шведы хозяйничали в Москве и Новгороде, из Троице-Сергиева монастыря пришла грамота с призывом спасения родной земли. По инициативе нижегородского посадского старосты Козьмы Захаровича Минина было решено отдавать пятую часть всего достояния каждой семьи, монастыря, церкви для подготовки ополчения. Начальником ратной силы решили призвать храброго воина – князя Дмитрия Михайловича Пожарского.



5 класс:

Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд.

И стойко бились москвичи

Со шляхтой и огнем.



От москвичей призыв идет

По городам до волжских вод

Всю землю нашу охватив,

Дошел до Нижнего призыв,



До старосты, до мужика –

Нижегородца – мясника,

Что звали Минин-сухорук,

Он весь народ собрал вокруг.



Минин Кузьма:

- Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдем мы, жизни не щадя.

Не пощадим домов клетей,

Ни золота, ни серебра!

Учащиеся:

Поволжье Минин призывал,

Он ополченье собирал…

И эту рать в туманной мгле

По нераспаханной земле,

Где колос уж давно не цвел

К Москве, к столице он повел.



И бежал Ходкевич с ляхами,

Напрямик бежал в Литву,

Ни оружием, ни страхами

Одолеть не мог Москву.



Ведущий:

- Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днем

И начертано на нем:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому –

Благодарная Россия».



(музыка: Л. Бетховен, Симфония № 6)



Монах:

- Гроза 12 года настала

Кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?



Ведущий:

- С Отечественной войной 1812 года связано имя Михаила Илларионовича Кутузова. Князь Смоленский, полководец, генерал-фельдмаршал, ученик А.В. Суворова. Участник русско-турецких войн и штурма Измаила. При покорении Крыма получил ранение в голову и лишился глаза, при осаде Очакова опять получил ужасную рану в голову. Главный военный доктор, осмотрев раненного после выздоровления, восклицает: «Должно полагать, что судьба бережёт голову Кутузова на что-нибудь великое, ибо он остался жив после двух ран, смертельных по всем правилам науки медицинской!» Пророческие слова доктора сбылись в августе 1812 г. в битве с французами.

8-9 классы:

- Наполеон принёс миру горе, смерть, разрушение.

Чего он хочет?

Под небом места хватит всем

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?

Наполеон:

- В Европе я сыскал славу непобедимого.

На пути к мировому господству осталась одна Россия.

Я раздавлю её

Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги.

Если возьму Петербург, то возьму Россию за голову,

Если возьму Москву, то поражу её в самое сердце,

Итак – Москва…

Кутузов:

- Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля -

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не священный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Учащиеся:

- У русского царя в чертах есть палата

Она не бархатом, не золотом богата,

Не в ней алмаз венца хранится под стеклом,

Но сверху донизу, во всю длину кругом,

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода.

И вечной славою 12 года.

М. Кутузов, Багратион, Раевский, Милорадович, Репнин-Волконский, Тормасов, Кутайсов,

Барклай-де-Толли, Ермолов, Дохтуров.

Ведущий:

- Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей

Оглянись на предков наших

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне,

Слава русской старине! (2 раза, все, хором)

(музыка: Бородин, опера «Иван Сусанин» - «Славься»)

Ведущий:

А впереди у народа и земли Русской были новые испытания, другая, еще более тяжкая и жестокая Отечественная война – 1941-45 годов. В школьном музее (кабинете истории) вы видите карты военных действий, портреты выдающихся военачальников Советской армии – полководцев, под чьим руководством наш народ отстоял свое право на жизнь и свободу в Великой Отечественной войне. В экспозиции музея – материалы о наших героях-земляках, их личные вещи. Им и подвигам других солдат и командиров той войны будут посвящены многие школьные традиционные недели и дни Славы, Мужества, Памяти в предстоящем учебном году.
Категория: День России | Просмотров: 648 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]