Главная » 2014 » Апрель » 11 » Сценарий на казахском языке для школьников
14:23
Сценарий на казахском языке для школьников
Программные задачи: Познакомить детей с культурными традициями нашего народа, с его устным народным творчеством, детским фольклором: народными песнями, играми, плясками. Получить радость от необычного действия и участия в нём.

В зале убранство русской избы. В центре - зеркало в обрамлении рушника. Под зеркалом сундук. С правой стороны кровать, на нём стёганое одеяло, подушки, накрытые накидкой. В углу печь, на ней видна нога и рука Деда (ростовая кукла) .

Из музыкального зала доноситься колокольный звон. Музыкальный руководитель приходит к детям в группу.

Музыкальный руководитель. Ребята, слышите, колокола бьют? Как вы думаете благовест это или трезвон?

Дети. Благовест.

Музыкальный руководитель. Правильно. Колокола звучат радостно, празднично, они несут благую весть: наступление Вербного воскресенья. В этот день святят вербу. Ну, а раз сегодня праздник, мы отправимся с вами в гости.

Дети проходят в музыкальный зал. Их встречает Хозяйка, она стряпает у печи.

Дети. Утро доброе Хозяйка. Позвольте в горенку войти да на лавку сесть?

Хозяйка. Проходите, детки милые, рассаживайтесь по - удобнее. Сегодня я расскажу вам о Вербном воскресенье. На столе у меня веточки. Догадались, с какого дерева?

Дети. Верба.

Хозяйка. Говорят, верба может передать здоровье, силу, красоту всем, кто её коснётся. Поэтому вербочки сначала крестили в церкви, а принеся домой, хлестали ими детей, чтобы были здоровыми, не болели. Хлестали и приговаривали (похлестывая детей) :

Верба, верба, верба – хлёст.

Верба – хлёст бьёт до слёз.

Верба синя бьёт не сильно.

Верба красна бьёт напрасно

Верба бела бьёт за дело.

Верба – хлёст бьёт до слёз

Хвора в лес на верес,

А здоровье - в кости.

Будь здоров, как вода,

А расти, как верба.

Хозяйка. Сейчас я вас чайком угощу. Да не просто чайком, а с «орешками». Но «орешки» с сюрпризом. В некоторые «орешки» я запекла почечки вербы. Кому попадется вербочка, тот будет здоровым и сильным.

Звучит русская народная песня в исполнении фольклорной группы «Дикий мёд». Дети пьют чай.

Музыкальный руководитель. Споём нашу станичную?

Песня «Станичная – праздничная» музыка Мишустина.

Ребёнок. А давайте в «Вербохлёст» поиграем?

Игра «Вербохлёст» р. н. м. «Ах, вы сени».

Ребёнок берёт со стола веточку вербы, дети садятся по кругу на колени.

Прячу, прячу веточку, под колени деточкам.

А кто зоренку проспит, того бить, колотить.

Дети сидят с закрытыми глазами. Водящий с веточкой ходит за кругом. Кладёт веточку кому – нибудь за спинку. С концом песни все открывают глаза и смотрят, у кого за спиной веточка. Тот у кого за спиной оказалась веточка, бежит за водящим, пытаясь его догнать, и несколько раз ударить веточкой. Водящий стремится убежать от веточки и занять место того, кто за ним бежал. Одну из девочек побили веточкой, она начинает плакать, все разбегаются по лавкам.

Хозяйка (успокаивает). Деламши смеялась, а сделамши плачешь. Не плачь! Вот тебе ложки расписные. Расписные, хохломские!

Дети. А нам?

Хозяйка. И вам тоже!

Раздаёт ложки и приговаривает:

При царе да при Горохе

Озорные скоморохи

По дороге в балаган

Потеряли барабан.

Бубен потеряли

В ложки ударяли.

Ой, жги – говори.

Заиграли ложкари!

«Танец с ложками» р. н. м. «Ах, вы сени»

Хозяйка. Весёлые у нас ребятишки!

Музыкальный руководитель. Весёлый и сам праздник!

Хозяйка. Жаль голоса у меня нет, а то бы спела! Душа поёт!

Девочка. Зато мы поём, да ещё как!

Девочка выходит на середину, начинает петь частушку. К ней постепенно присоединяются остальные девочки, каждая со своей частушкой.

1. Сколько раз я зарекалась

Под гармошку песни петь.

А гармошка заиграла,

Мому сердцу не стерпеть.

2. Во саду цветы растут,

Туда – сюда гнутся.

Мне не двадцать пять годков,

Женихи найдутся.

3. Все девчата на гулянье,

А моя милашка спит.

Заиграю в балалаечку –

Сильнее захрапит.

4. Ах, пятка, носок,

Выковыривай песок.

Уж и так я попляшу,

Всю вам избу распашу.

5. Меня судят на мосту,

Что ленивая расту.

Я на это гляжу –

Пойду на печке полежу.

6. Я ногою топнула,

На мне юбка лопнула.

Дайте юбку подвязать,

Я опять пойду плясать!

Хозяйка. Так голосили, что Деда мово разбудили!

Появляется дед Матвей (ростовая кукла, управляемая взрослым). Дед пускается в пляс: топает ногой, делает ковырялочку, пляшет вприсядку. В конце без сил садится на лавку, вытирая пот со лба.

Дед. Да - а, вспомнил молодость!

Дети заводят круг вокруг Деда, идут по кругу, дразня его:

У дедушки, у Трифона,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей.

Семь дочерей,

Все без бровей.

С вот такими вот носами (показывают жестами)

С вот такими бородами.

Все они сидели,

Ничего не ели,

Делали вот так …

(воспроизводят действия, показанные Дедом) .

Дед. Ух вы озорники! (топает ногами, стучит цепком. Дети разбегаются) Пойду отдохну, уж больно вы шумные!

Взрослый кладёт куклу на печь.

Хозяйка. Ребята, я для вас сюрприз приготовила (показывает вербочку – аппликация) .

Аппликация «Вербочка».

На бархатную бумагу приклеивается веточка из коричневой пряжи. На пальчик наматывается пряжа, типа мохера или ангоры, чтобы была пушистая, белого цвета. Пряжа снимается с пальчика и приклеивается к веточке, получается почечка.

Музыкальный руководитель. Спасибо тебе, Хозяюшка, за подарок такой. Ну, а нам пора домой возвращаться. Гость погостит, да домой заспешит.

Дети благодарят Хозяйку:

Спасибо, Хозяйка добрая и ласковая.

Чтоб жилось вам и богателось,

Чтобы было всё, чего захотелось.

И собачку вам, и кота…

А нам пора с вашего двора.

Хозяйка провожает гостей.
Категория: На Казахском Языке | Просмотров: 563 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]